География
Место предмета: в
системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом,
который входит в состав предметной области «Общественно-научные предметы».
Освоение
содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на
географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».
Целями изучения географии являются:
1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания
с другими народами на основе формирования целостного географического образа
России, ценностных ориентаций личности;
2) развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач,
проблем повседневной жизни с использованием географических знаний,
самостоятельного приобретения новых знаний;
3) воспитание
экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического
мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных
географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей
местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования
природных ресурсов;
4) формирование
способности поиска и применения различных источников географической информации,
в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и
оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;
5) формирование
комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимых
для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в
повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности
происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном,
полиэтничном и многоконфессиональном мире;
6)
формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения
образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия
серьёзной базы географических знаний.
Задачами изучения географии являются:
1)
формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
познание на конкретных примерах многообразия современного географического
пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что
позволяет сформировать географическую картину мира;
2)
понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе
его развития с учетом исторических факторов;
3)
познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических,
социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в
географическом пространстве России и мира;
4)
понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном
этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального
природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах
России и мира;
5)
формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных,
оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и
экологически целесообразное поведения в окружающей среде;
6)
формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости
географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей
среды для жизни на Земле;
7)
понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации
хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими
факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических
условий проживания;
•
глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее
географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности
природопользования в их взаимозависимости;
•
формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные
общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения
традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению
и сохранению географического пространства;
•
формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью
различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.),
обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
•
формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных,
социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных
географических продуктов (схемы, проекты, компьютерные программы, презентации);
•
выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических
знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области
будущей практической деятельности.
На изучение предмета
«География» в 5-6 классах отводится 1 час в неделю, в 7-9 классах отводится 2
часа в неделю.
Содержание учебного предмета:
5 класс |
1. Географическое изучение Земли 3. Земля
— планета Солнечной системы |
6 класс |
Оболочки Земли |
7 класс |
1. Главные закономерности природы Земли 2. Человечество на Земле 3. Материки и страны |
8 класс |
1. Географическое пространство России 2. Природа России 3. Население России |
9 класс |
1. Хозяйство России |
Для реализации программы используются следующие УМК:
Учебно-методический
комплект линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А. И. Алексеева для 5
класса . 2018г
1. А. И. Алексеев и
др. География 5-6 классы (учебник).
2. А. И. Алексеев и др. География 7 класс (учебник).
3. А. И. Алексеев и
др. География 8 класс (учебник).
4. А. И. Алексеев и др. География 9 класс (учебник).
5. Атлас по
географии. 5 класс . Издательство «Дрофа» 2022 г.
6. Атлас по
географии. 6 класс . Издательство «Дрофа» 2022 г.
7. Атлас по географии. 7 класс . Издательство «Дрофа» 2022 г.
8. Атлас по
географии. 8 класс . Издательство «Дрофа» 2022 г.
9. Атлас по географии. 9 класс . Издательство «Дрофа» 2022 г.
10. В.В. Николина.
Методические рекомендации 6 класс (пособие для учителя). 2007 г.
11. С.И. Махов, И.П. Махова. География. Поурочная разработки 7 класс (пособие
для учителей), 2009 г.
12. С.И. Махов, И.П. Махова. География. Поурочная разработки 8 класс (пособие
для учителей), 2009 г.
13. С.И. Махов, И.П. Махова. География. Поурочная разработки 9 класс (пособие
для учителей), 2010 г.
14. В.В. Николина,
География. Мой тренажер 6 класс (пособие для учащихся). 2011 г.
15. В.В. Николина, География. Мой тренажер 7 класс (пособие для учащихся). 2011
г.
16. В.В. Николина, География. Мой тренажер 6 класс (пособие для учащихся). 2011
г.
17. В.В. Николина, География. Мой тренажер 6 класс (пособие для учащихся).2009
г.